Вправе ли городская власть требовать заключение договора на вывоз мусора
У юридического лица есть магазин. Городская власть требует, чтобы мы заключили договор на вывоз бытовых отходов и установили урну для мусора возле магазина. Подскажите, пожалуйста, правомерны ли такие требования? Возникает такой вопрос у наших предпринимателей. В журнале «Все о бухгалтерском учете» № 43 от 13.05.2015 года была дана юридическая консультация по данному вопросу. Ответ: Требования органов местного самоуправления относительно заключения договора на вывоз бытовых отходов правомерны. Общая обязанность предприятий, учреждений, организаций обеспечивать благоустройство земельных участков, предоставленных им на праве собственности или праве пользования согласно закону, закреплена ст.24 Закона №2807. Четкое определение находим в ст.35-1 Закона об отходах. А именно: собственники или наниматели, пользователи (в частности, арендаторы) источников образования бытовых отходов, земельных участков заключают договора с юрлицом, определенным исполнителем услуг на вывоз бытовых отходов, осуществляют оплату таких услуг и обеспечивают раздельный сбор твердых бытовых отходов. А конкретного исполнителя услуг по перевозке бытовых отходов с территории определенного населенного пункта определяет орган местного самоуправления на конкурсных началах. Кроме этого, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления уполномочены обеспечивать организацию благоустройства населенных пунктов (ч.1 ст.20 Закона №2807). Их решения относительно благоустройства территории определенного населенного пункта обязательны для юр- и физлиц, которые находятся или проживают на этой территории (ч.4 ст.20 Закона №2807). Правила по вопросам благоустройства территории населенного пункта, обеспечения в нем чистоты и порядка устанавливают исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета (п.44 ч.1 ст.26 Закона о местном самоуправлении). То есть они индивидуальны в каждом населенном пункте. Однако эти правила содержат требования относительно благоустройства, перечисленные в ч.2 ст.34 Закона №2807. На основании вышеизложенного Решением Краснолиманского городского совета были утверждены Правила по вопросам благоустройства территории города Красный Лиман, где установлены следующие пределы закрепленной для уборки территории : - для объектов производственной сферы - 100 метров от фактически занятого участка включительно к оси улицы (шоссе, площади, переулка и тому подобное); - для помещений не жилищного назначения расположенных в жилых домах - 20 метров от фасада здания к проезжей части; - для отдельно расположенных сооружений - 50 метров по периметру сооружения; - для лечебных, учебных заведений, школьных и дошкольных учреждений - 20 метров от ограждения земельного участка заведения, учреждения но не дальше, чем к пределу проезжей части; - для временных (передвижных, сезонных) объектов (летних площадок, аттракционов и тому подобное) - 20 метров от места установки; - для объектов выездной торговли - 3 метра от места расположения; - для автостоянок - 20 метров от ограждения земельного участка; - для домов частного сектора - 10 метров от ограждения земельного участка; - для опор рекламных и информационных щитов, опор линий электросетей (до 0,4 кВ включительно) и связи, и тому подобное - 10 метров от опоры; - для автомобильных путей, железнодорожных путей, газопроводов, электросетей напряжением больше 0,4 кВ - в пределах охранной зоны; - для балансодержателей (управителей) жилых домов : ● в середине кварталов - от цоколю к середине расстояния между цоколями соседних домов ● со стороны улиц - к оси улицы (шоссе, площади, переулка и тому подобное). Всегда помните о Санитарных нормах, где п.3.1 обязует установить на всех объектах благоустройства урны для мусора в достаточном количестве, обязательно в местах входа в общественные и жилые здания и сооружения. Должностные лица юрлиц и предприниматели откровенно заинтересованы в наличии договора на вывоз бытовых отходов. Ведь его отсутствие расценят как нарушение правил благоустройства территории населенного пункта. А за это установлена админответственность (ст. 152 КоАП). Соответственно, должностным лицам юрлиц и предпринимателям придется уплатить 850-1700 гривен админштрафа. Составлять протокол о таком админнарушении вправе уполномоченные должностные лица органов внутренних дел; должностные лица, уполномоченные на то исполкомом сельского, поселкового, городского совета или член общественного формирования по охране общественного порядка и госграницы (абз.2 п.1, п.2, абз.2 п.9 ч.1 ст.255 КоАП). Рассматривать дела об админнарушениях и налагать взыскание будет административная комиссия при исполкоме сельских, поселковых, городских советов или непосредственно такой исполком (ст.ст.218, 219 КоАП). Вывод: Обязанность установить урны для мусора и заключить договор о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов установлена законодательством. А за их отсутствие должностным лицам юрлица и предпринимателям грозит админответственность.