Профилактика мошенничества
В очередной раз сотрудники Лиманского отделения полиции проводят профилактические мероприятия, направленные на борьбу с мошенниками.
В последние годы резко возросли проявления мошенничеств, и борьба с этим видом преступлений обострилась. На территории нашего района практически ежегодно регистрируются факты телефонного мошенничества.
Мошенничество все больше приобретает новые свойства, оно становится особым видом информационного воздействия на человеческую психику.
Данный вид преступного посягательства относится к категории технически сложных по замыслу и исполнению преступлений. Для его осуществления преступники часто объединяются в группы с четким распределением ролей в процессе подготовки и реализации преступного замысла. Организаторы и исполнители нередко обладают знаниями в области психологии.
В своем большинстве преступниками при совершении преступлений используются следующие схемы:
1. Произвольно набирается номер мобильного телефона, после чего преступник на «ломаном» языке представляется родственником, якобы совершившем ДТП, либо задержанным сотрудниками полиции за совершение преступления, на вопрос родственника, что с голосом, сообщают, что разбита губа, сломана челюсть и т.д., и разговаривать он не может, после чего, передает трубку телефона другому лицу, который затем представляется сотрудником полиции поясняя, что для того чтобы родственника отпустили и не возбуждали в отношении него уголовное производство, необходимо посредством электронного перевода перечислить денежные средства на указанные ими лиц, либо передать наличными человеку, который лично прибудет для их получения. Еще один вариант данного преступления, где жертвой преступления являются подростки выглядит примерно так - преступники, услышав голос ребенка взявшего телефон представляются приемной «Деда Мороза», либо его доверенными лицами и предлагают ребенку заказать себе и родителям подарки на Новый год, в ходе разговора с ребенком злоумышленник узнает адрес его проживания, после чего просит собрать дома золотые изделия, деньги, сложить эти вещи в пакет и выбросить в форточку, где этот пакет уже ждет соучастник.
2. Рассылаются смс - сообщения с текстом: «обслуживание вашей банковской карты заблокировано» и указываются номера телефонов, по которым можно узнать информацию по данному факту. После того как граждане перезванивают на указанные номера, преступники представляются сотрудниками банков, в ходе разговора узнают, является ли гражданин владельцем банковской карты, если да, то сообщают, что с банковской картой возникли проблемы, и в целях исключения блокировки, необходимо немедленно через банковский терминал протестировать и произвести активацию банковской карты. Гражданин, введенный в заблуждение, через банковский терминал, по указанию преступников, осуществляет перевод денежных средств со своего счета на счет указный преступниками, так же производит оплату различных услуг, включая оплату услуги связи.
3. Размещаются заведомо ложные объявления на страницах сети Интернет, о продаже различных товаров, после того как преступники получают задаток за обещанный товар по переводу, либо на счет сотового телефона, они прерывают связь с покупателями, не предоставив товар.
Отличие мошенничества от других видов хищений заключается в том, что потерпевшая сторона, введенная преступником в заблуждение, добровольно и сознательно передает последнему имеющиеся денежные средства в надежде получить материальную выгоду или избежать нежелательных последствий. Мошенничество совершается всегда открыто для потерпевшего, но связано с введением его в заблуждение относительно тех или иных фактических обстоятельств. При этом обман обнаруживается, как правило, не сразу, а через период времени, позволяющий не только полностью завладеть имуществом, но и скрыть какие-то важные обстоятельства.
Чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, нужно придерживается простых правил:
1. Ни в коем случае не доверяйте телефонным звонкам (якобы родственников, совершивших ДТП, либо задержанных полицией) с просьбой о материальной помощи. Выясните, кто находится с Вами на связи, как его фамилия, имя, сколько ему лет, откуда он родом, где находится, знает ли он хорошо Ваших родственников и друзей, в том числе как он выглядит. Конкретные вопросы поставят мошенника в тупик, он начнет врать либо прервет звонок.
2. Игнорируйте звонки с информацией о том, что Вам положена какая – либо денежная компенсация в обмен на перевод денежных средств на расчетные счета.
4. Игнорируйте SMS сообщение от неизвестных вам абонентов с просьбой перезвонить на данный абонентский номер. С Вашего счета может быть автоматически снята значительная сумма денег.
5. Проведите беседу с детьми о том, чтобы они не вели телефонных разговоров с незнакомыми людьми, не называли персональных данных и адреса проживания неизвестным лицам.
6. Получив сообщение о блокировании банковской карты не звоните на номера, указанные в смс-сообщении, а свяжитесь с банком по телефону «горячей линии» как правило, он указан на оборотной стороне банковской карты. При разговоре с «операторами» не называйте пароль карты, ее реквизиты, свои персональные данные: вся необходимая информация у банковских работников имеется, и она сообщается при открытии счета.